Постмодерн в России. Литература и теория


Постмодерн в России. Литература и теория 
М.: Издательство Р. Элинина, 2000. - 368 с.
Михаил Наумович Эпштейн - философ, филолог, культуролог, литературовед, эссеист, заслуженный профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта). Член российского Пен-клуба и Академии российской современной словесности. Окончил филологический факультет МГУ. Автор свыше 20 книг и более 600 статей и эссе, переведенных на 15 иностранных языков.


Произведение  Михаила Эпштейна о постмодернизме, его истории, о персоналиях и течениях - моё первое знакомство с замечательно глубинным творчеством автора. Надо признать, читать его - интеллектуально трудиться, и  всё-таки - попробуйте. Попробуйте  хотя бы  потому, что именно мы с вами живём в эпоху "усталой культуры", которая собственно и носит название "постмодерн".
В качестве "приглашения к прочтению", хочу поделиться с вами выписками-цитатами, которые  при чтении книги, показались интересными, важными, в унисон мыслям и времени.

Остановлюсь на главе "Информационный взрыв и травма постмодерна" (как говорится "на злобу дня").
"Основной закон истории - отставание человека от человечества. Возрастают диспропорции между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и социально-технологическим развитием человечества, для которого пока не видно предела во времени. Увеличение возраста человечества не сопровождается столь же значительным увеличением индивидуальной продолжительности жизни. С каждым поколением на личность наваливается все более тяжелый груз знаний и впечатлений, которые были накоплены предыдущими веками и которые она не в состоянии усвоить".
"И отчуждение реальности от человека, и, далее, исчезновение самой реальности - ступени одного поступательного процесса, в котором сумма всей информации, выработанной человечеством, делается все менее доступна отдельному индивиду. Этот процесс совершается не в арифметической, а в геометрической прогрессии; развитие человечества - информационное, технологическое - непрерывно ускоряется по экспоненте. Та сумма знаний и то количество "новостей", которые накапливались в течение всего 16-го или 17-го века, теперь поставляются в одну неделю, то есть темп производства информации возрастает в тысячи раз - и это при том, что и информация, накопленная всеми предыдущими временами, также непрерывно суммируется и обновляется в составе новых информационных ресурсов. Получается, что человек рубежа ХХ-XXI столетий вынужден за свою жизнь воспринять в десятки тысяч раз больше информации, чем его предок всего лишь 300 - 400 лет назад".
"...объем книг, издававшихся в Европе в 16-м веке, удваивался каждые семь лет. Допустим, если в 1500 году было издано всего три книги, в 1507-м - 6, в 1514-м - 12, то в 1598-м - уже 49152. Это и есть геометрическая прогрессия со знаменателем 2. На самом деле к 1500 году, несмотря на то что печатный станок работал всего полвека, уже было издано 9 миллионов книг... А ведь средняя продолжительность жизни за 400 лет увеличилась не геометрически, а всего лишь арифметически - и не более чем вдвое... ".
"...индивид всё более чувствует себя калекой, неспособным полноценно соотноситься с окружающей информационной средой. Это особого рода увечье, когда человек лишается не внешних, а внутренних органов: зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку, которую не выдерживают мозг и сердце".
"По словам известного литературоведа Джеффри Хартмана, произнесенным на открытии архива жертв Холокоста... "мой ум забывает, но мое тело сохраняет рубцы. Тело - кровоточащая история".
"Не является ли культура как процесс непрерывного порождения символов - последствием родовой травмы человечества, способного судить о реальности лишь по увечьям, которые она ему наносит?"
"В этом смысле постмодернизм - зрелое самосознание увечной культуры, и не случайно так распространены в его топике образы калек, протезов, органов без тела и тела без органов. XX век - начало цивилизации протезов: люди общаются между собой посредством приборов, подсоединенных к органам чувств. По мере встраивания человека в грандиозно распростертое информационное тело человечества неизбежно будут возрастать протезно-электронные составляющие индивидуального тела, ибо ему будет не хватать глаз, ушей, рук для восприятия и передачи всей информации, необходимой для исполнения человеческих функций. Там, где органы утрачивают взаимосвязь в едином целом организма, они опосредуются протезами - экранами, дисками, компьютерами, телефонами, факсами. Все это - удлинители и заменители телесных органов, травмированных избытком информации. Между моей рукой, которая в этот момент нажимает на клавиши компьютера, и моими глазами, которые смотрят на экран, находятся десятки проводов, тысячи мегабайт электронной памяти и непредставимое для меня число микропроцессоров и микросхем. Да, собственно, и части моего тела, опосредованные протезами, сами выступают как некие более или менее удобные линии коммуникации, как заменители проводов и микропроцессоров, как протезы протезов".
"Человек - уже не столько "чело века" (А. Белый), сколько "увечье века".
"...как известно из старого латинского изречения (divide et impera), властвует не тот, кто объединяет, а тот, кто разделяет".
"Можно предвидеть наступление времени, когда только исключительные индивиды будут в состоянии соответствовать уровню информационного развития цивилизации, то есть быть воистину цивилизованными и воистину людьми. Потом отстанут и они, и цивилизация понесется вперед - уже не просто никем не управляемая, но и никем в целом не воспринимаемая, - как вихрь, проносящий мимо кучи пыли и какие-то непонятные обломки. Между человеком и человечеством становится все меньше общего, так что смысла лишается сама корневая связь этих двух слов".
"Культура человечества интенсивно перерабатывает себя в микроформы, микромодели, доступные для индивидуального обзора и потребления. (Если бы удалось вдруг чудом увеличить средний срок человеческой жизни до тысячи лет, культура опять приняла бы более экстенсивный характер, люди не торопясь читали бы Гомера и Толстого в размерах подлинников, и отводили бы лет двадцать на изучение только античности)".
"Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический. По Мальтусу, человечество как производитель отстаёт от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные". 
"Там, где рвётся связь человека и человечества, наступает конец гуманизма. И можно только гадать, к каким социальным  взрывам и потрясениям 21-го века может привести тот информационный взрыв, участниками которого мы являемся на исходе 20-го".
"Умникам конца 20-го века, вооружённым компьютером и Интернетом, легко сойтись в презрении к «дуракам», увечным информационного века, оставшимся на обочине скоростных магистралей знания.  Но не забудем, что «к числу преподанных эпохой  Гитлера  уроков относится урок о глупости умничанья. … Обо всём осведомлённые умники всегда и везде облегчали дело варварам… Как бы нам в 21-ом веке не напороться на этого дурака, как либеральные, богатые, просвещённые в 20-м веке напоролись на пролетария".
"Глупость и ум, информационная насыщаемость сознания, становятся более решающими факторами, чем материальная собственность, разделение на богатых и бедных. Бедные 21-го века – это бедные разумом, непонимающие, неспособные вобрать в себя то, что является общепризнанным капиталом человечества: знания, идеи, информацию.                                     Пропускная способность Интернета в принципе бесконечна, а главное обратима, так что от чтения до писания, а от писания до публикации неограниченным тиражом – нажатие одной клавиши… всякий желающий может наполнять Сеть бесконечными страницами… Помноженный на ряды пользователей Интернета, информационный взрыв усиливается в миллион раз, распространяя свои шумовые волны, которые уже не несут в себе никакой информации".





Комментариев нет :