Библиотечное дело вступает в зону сумерек?

В "Журнальном зале" прочитала статью Дмитрия Равинского "Перспективы библиотек", добавлю - мрачные перспективы. Привожу некоторые выдержки из неё:
"Известный библиотековед Вильям Визнер в статье с красноречивым названием "Библиотечное дело вступает в зону сумерек" пишет: “Библиотечное дело сегодня напоминает туберкулезного больного в последней стадии, как их любили изображать в девятнадцатом веке: горящие глаза, яркий румянец и лихорадочная активность — непосредственно перед уходом в лучший мир. <…> Несмотря на все признаки обратного, мы верим в то, что библиотекари смогут найти свое место в будущем мире. На самом деле, мы должны понять, что историческая миссия библиотек завершена, что в ближайшие сто лет наши здания постепенно опустеют и что портативная электронная книга, совершенствуясь, станет последним гвоздем, вбитым в наш коллективный гроб".
 "По мнению многих, роль общедоступных библиотек в новом информационном обществе будет определяться тем, что они станут своего рода "дверью" в это общество для самых обездоленных — тех, у кого нет другой возможности приобщиться к миру высоких технологий". 
"Можно, на наш взгляд, прийти к четкой и не очень радостной формуле: у библиотек нет шансов победить в информационном соперничестве. Оставаясь в рамках информационного подхода к библиотекам (а именно такой подход доминирует сегодня в мире, в том числе в России), мы должны признать отсутствие для них места в "прекрасном новом мире".
 "Впрочем, такое место для библиотек в этом мире при желании все же можно найти. Это — "уголок для отдыха", возможность спрятаться от давления технологического мира. "Библиотека — вот самое надёжное "место человека во вселенной"" (В. Кривулин), и эта сторона дела приобретает всё большее значение. В западной социологии города приобрела популярность концепция "третьего места", т.е. такого места в городе, где человек чувствует себя защищённым (предполагается, что первые два таких места — дом и работа). Обычно в качестве "третьего места" выступает "любимое кафе", но библиотека, куда человек приходит "читать и мечтать", очень часто выполняет эту же социальную функцию. Получившая распространение в западном библиотековедении концепция "тихой библиотеки" вполне отвечает подобной тенденции.
После всех подобных предреканий так и хочется сказать: "Не учите жить, помогите материально!" 

Комментариев нет :