ДООПТИМИЗИРОВАЛИСЬ!

Счетная палата Российской Федерации проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания.

В последнем номере "Справочника руководителя учреждения культуры"  напечатан  доклад по теме "Оптимизация в культуре осуществлялась без учета социальных нормативов" аудитора Счётной палаты Александра Филипенко, представленный им на Коллегии Счетной палаты РФ.
ЭТО СТОИТ ПРОЧИТАТЬ!!!


Несмотря на то, что нормативная база для реализации соглашений сформирована, как министерством культуры, так и регионами, проверка выявила ряд недоработок в оптимизации учреждений культуры. По словам аудитора, соглашения содержат только финансовые показатели и не предусматривают качественные. 
«Правительством в 2007 г. одобрены социальные нормативы и нормы в сфере культуры, которые устанавливают требования к обеспеченности учреждениями культуры по их видам, в том числе с учетом численности населения, отдаленности от административного центра Однако планирование мероприятий по оптимизации осуществлялось без предварительного анализа имеющейся сети и учета социальных нормативов», - пояснил Александр Филипенко.
В течение 2014 г. учреждений культуры в России стало меньше на 2080, это 7,3% от общего числа учреждений культуры в стране. В частности, количество библиотек уменьшилось на 342 учреждения (6% от общего числа библиотек), организаций культурно-досугового типа - на 1 130 учреждений (6%). Число театров и музеев сократилось незначительно - 3 (0,5%) и 2 (0,01%), соответственно. Регионами планируется и дальнейшее сокращение учреждений культуры, так до 2016 года дополнительно будет сокращено более 300 библиотек и более 450 культурно-досуговых учреждений.В результате по сравнению с 1 января 2014 года число культурно-досуговых учреждений сократиться на 9,4 %, число библиотек – на 11,5 %. Число музеев планируется увеличить на 19 единиц.
Из общего числа ликвидированных учреждений культуры наибольшую долю составили культурно-досуговые учреждения (54,3%) и библиотеки (16,4%), особенно расположенные в сельской местности, что повлекло за собой снижение доступности учреждений культуры для населения.
Из расчета социальных нормативов всего в Российской Федерации должно быть более 26 тыс. библиотек. По итогам 2014 г. их число составило чуть более 5 тыс. «Мы понимаем, что сокращение библиотек может быть оправдано перспективой создания Национальной электронной библиотеки. Но, во-первых,она еще не заработала, а, во-вторых, по данным за 2014 г. доступ к интернету для пользователей обеспечен только у 51% библиотек, а к текстовым ресурсам имеют доступ чуть более 6,5%», -уточнил аудитор. По его словам, в ряде регионов в результате оптимизации уровень обеспеченности библиотеками стал совсем низким. Например, в Челябинской области он упал до 59%. В Самарской области обеспеченность библиотеками ниже нормативной в 14 из 27 муниципальных районов.
Также в 2014 г. было сокращено более 1 тыс. культурно-досуговых учреждений. В итоге низкая обеспеченность населения по данному направлению отмечена в Ярославской и Новгородской областях. По словам Александра Филипенко, многие клубы в селах были построены еще в СССР и в настоящее время находятся в плохом состоянии. К тому же, они слишком велики по площади и рассчитаны набольшее число зрителей, чем существующая на сегодняшний день потребность, из-за чего содержание и ремонт обходятся дорого. При этом они являются практически единственными оставшимися в селах общественными зданиями, в которых проходят все общественно значимые события. «Полагаю, что нужно провести анализ потенциала таких учреждений, в том числе с точки зрения более активного их использования как площадок для театральных и концертных коллективов, чтобы приблизить культурные мероприятия к населению» - отметил аудитор.

 Сведения об изменении числа учреждений по типам и формам собственности во всех субъектах Российской Федерации

 ДАЛЕЕ ПРИВОЖУ ТЕКСТ С САЙТА СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ


Отдельно Александр Филипенко остановился на выездных формах работы учреждений. В 2013 г. только 130 библиотек имели специализированный автотранспорт (библиомобили, библиобусы), в 2014 г. число библиотек, имеющих такой транспорт составило всего 150. Однако, как показала проверка, работает он не всегда эффективно.В Самарской области для передвижной библиотеки в 2008 г. приобретен двухэтажный автобус почти за 6 млн. руб. Из-за больших размеров он может проехать не во все населенные пункты, для обслуживания которых был закуплен. В течение 2014 г. эта передвижная библиотека выехала 68 раз в 17 населенных пунктов. Однако в районе 27 сел, не обеспеченных библиотеками. «То есть дорогостоящий транспорт простаивает, а население не получает должного обслуживания», - резюмировал Александр Филипенко.

Социальные нормативы предусматривают для муниципальных районов от 2 до 5 выездных культбригад для населенных пунктов, в которых нет учреждений культуры. По словам аудитора, из 23 районов Крайнего Севера (и приравненных к ним) только в 6 было организовано 13 культбригад. «В результате оптимизации их количество сократилось до восьми. То есть для жителей отдаленных районов доступ к услугам культуры ограничен», - добавил он.

Одна из целей оптимизации – повышение заработной платы сотрудникам учреждений культуры. Однако средства, вырученные в результате реструктуризации региональной инфраструктуры, составили в фонде заработной платы лишь 0,5%. Показатель соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры к средней по региону, установленный соглашениями, не достигнут в 16 регионах.«Достижение показателя по остальным 67 регионам произошло в основном за счет перевыполнения государственными учреждениями, в муниципальныхон остается низким», - отметил аудитор. По его словам, в целом в Москве заработная плата работников сферы культуры сравнялась со средней по региону (101%), однако, по муниципальным учреждениям показатель составляет всего 37%. В Самарской области проверка выявила случаи увеличения зарплаты административно-управленческого персонала при сокращении дохода специалистов.


Средняя заработная плата работников учреждений культуры в целом по Российской Федерации в 2014 г. увеличилась по сравнению с 2013 г. на 13,3% и составила 23 879 руб.:

Как и в других отраслях, оптимизация в сфере культуры сопровождалась сокращением численности работников. Согласно данным федерального государственного статистического наблюдения численность работников учреждений культуры государственной и муниципальной собственности уменьшилась в 2014 г. на 81 499 человек или на 12,2%.


 Административно-управленческий персонал уменьшился почти на 9%, основной персонал сократился на 7%, прочий персонал - более чем на 19%. Не избежали регионы и злоупотреблений должностными полномочиями при сокращении кадров. «В Челябинской области 25 сотрудников написали заявление об увольнении в один день, а на следующий день освободившиеся ставки как вакантные было предложено сократить. При сокращении штатов кассиру, главному бухгалтеру и рабочему предлагали должность преподавателя фортепиано, - рассказал аудитор. В Самарской области без письменного согласия сотрудников их перевели на полставки, при этом обязали работать на полную ставку. На должность оформителя в сельском клубе назначен работник с начальным образованием, ранее работавший свинаркой, няней в детском саду».
!!!!!

Комментариев нет :